news.am рассказал о симпозиуме, посвященном Всемирному дню почек
15 март 2024

 

news.am упомянул о симпозиуме, посвященном Всемирному дню почек.

Такие дни в медицинском календаре в первую очередь направлены на повышение осведомленности населения, разговоры о болезнях и способах их предотвращения. Выступления на симпозиуме были в основном профессиональными, но также и информативными.

 

https://med.news.am/arm/news/35499/erikamayin-anbavararutyunn-aylevs-datavtchir-che-buzhman-inch-metodner-kan-aysor-hayastanum-ev-oronq-en-haytnvelu-apagayum.html 
 

#WorldKidneyDay2024 #Всемирныйденьпочек2024#АрабкирМК #ArabkirMC

Почечная недосаточность — уже давно не приговор: Какие методы лечения доступны в Армении сегодня и какие появятся в будущем?

Всего лет 50 назад почечная недостаточность, как и большинство других болезней почек, считалась приговором. Сегодня в Армении с пациентами с этими заболеваниями уже не говорят об ожидаемой продолжительности жизни — лишь об улучшении ее качества и о выборе лучшего для каждого конкретного случая метода лечения.
 

Развитие нефрологии и онконефрологии в Армении, внедрение используемых в мире методов лечения болезней почек, в том числе трансплантации — все эти темы обсуждались в ходе симпозиума, организованного в медицинском комплексе-институте здоровья детей и подростков «Арабкир» в честь Всемирного дня почки, отмечаемого во всем мире с 2006 года.
 

Руководитель клиники нефрологии, гемодиализа и трансплантации почки в МЦ «Арабкир», доктор, профессор Ашот Саргсян отметил в беседе с NEWS.am Medicine, что цель Всемирного дня почки — привлечь внимание к болезням этого органа, которые сегодня очень распространены во всем мире. Для обсуждения в рамках симпозиума же выбрали темы, которые сегодня наиболее актуальны для Армении.
 

Нефрология в Армении: От «приговора» до появления гемодиализа

Детский хирург-уролог, доктор медицинских наук, профессор Ара Баблоян рассказал в беседе с NEWS.am Medicine, что в 60-70-х годах прошлого века принято было считать, что у человека с почечной недостаточностью будущего нет. И в те годы это, увы, было вовсе не заблудждение — тогда таким пациентам в Армении и правда мало чем могли помочь.
 

Насколько все было плохо — стало понятно после землетрясения в городе Спитак в 1988 году: многие пострадавшие, которых удалось извлечь из-под обломков, позже погибли лишь из-за отсутствия аппаратов для гемодиализа.
 

Как объяснила нефролог Элен Назарян, руководитель отделения гемодиализа и трансплантации почки, у некоторых пострадавших, которым пришлось провести много времени под обломками, развился так называемый краш-синдром — синдром длительного сдавления, сопровождающийся острой почечной недостаточностью. Функции почек этих людей восстановятся и в будущем они вернутся к нормальной жизни, если суметь продержать их на гемодиализе нужное количество времени (иногда — до 40 дней). Однако без диализа такие пациенты обычно умирали. И именно эта судьба ждала многих пострадавших после землетрясения. Конечно, в те годы международное сообщество оказывало стране посильную помощь, но достаточного количества аппаратов для диализа все равно не было.
 

После землетрясения, как отметила доктор Назарян, в Армению начали привозить аппараты для гемодиализа, открывать соответствующие отделения в разных больницах и обучать врачей и средний персонал. Сегодня во всей стране уже 16 отделений для гемодиализа — и все оснащены хорошим оборудованием.
 

Трансплантация: Новая надежда и новое качество жизни

Гемодиализ, конечно, может спасти от верной смерти при почечной недостаточности. Но если пациенту предстоит ходить на эту процедуру в течение 15-20 лет, трижды в неделю, это может создать определенные сложности и негативно повлиять на качество его жизни. А если пациент — ребенок, то постоянное нахождение на диализе, как отметила доктор Назарян, может повлиять на его рост и развитие. Решением для таких пациентов может стать трансплантация почки, которая обеспечит им более полноценную жизнь.
 

Первые операции по трансплантации почки в Армении провели — еще в 1970-х годах. Тогда это были лишь единичные операции, но после 1991 года делать такие операции стали уже гораздо чаще. До 1994 года в Армении провели около 20 пересадок от трупных доноров — почки, как вспоминает доктор Назарян, доставляли из Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург). После распада Советского Союза возникли определенные сложности, и ближайшие несколько лет трансплантаций в стране не делали.
 

Однако в 1999 году профессор Баблоян провел еще 2 пересадки, а с 2002 года — после принятия закона о пересадке органов — делать такие операции начали уже регулярнее. Как отметила Элен Назарян, с 2002 года до сих пор в Армении провели 245 трансплантаций почки от живых доноров.
 

Следующие шаги: Трупные доноры и искусственные органы

На сегодняшний день в стране делают до 22 пересадок почек в год. Однако пациентов, получающих гемодиализ и потенциально нуждающихся в трансплантации, гораздо больше, — около 1200 на данный момент.

Для многих из них не получается найти доноров. Однако развитие в стране трупного донорства могло бы кардинально изменить жизнь хотя бы некоторых из этих пациентов.
 

Как отметила доктор Назарян, никаких законодательных преград для трупного донорства в Армении на сегодняшний день нет, однако есть некоторые проблемы, связанные с менталитетом и населения, и медперсонала. Но если одолеть их и все же начать трансплантировать органы людей, у которых зарегистрирована смерть мозга, это может спасти жизни многих пациентов с серьезными болезнями почек.
 

По словам Ашота Саргсяна, в обозримом будущем также желательно будет решить некоторые проблемы, связанные с трансплантацией — и от живых, и от трупных доноров. В первую очередь, речь идет об отторжении пересаженного органа — для предотвращения этого сегодня применяются иммуносупрессанты, у которых, однако, много нежелательных побочных эффектов. Если удастся найти способ сделать организм «толерантным» к пересаженному органу, чтобы в иммуносупрессии не было необходимости, — с помощью генной инженерии или других методов, — это станет следующим важным шагом в лечении болезней почек. В этом направлении уже ведутся работы, и многие врачи и пациенты во всем мире ждут их результатов.
 

А вот когда появятся искусственные или напечатанные на 3D-принтере органы для пересадки — специалисты пока не представляют. Почка, по словам доктора Саргсяна, — очень сложный и «умный» орган, и создать его искусственную копию будет очень сложно. Хотя он не исключает, что когда-нибудь в будущем такое будет возможно. Также не исключено, что в будущем появится возможность ксенотрансплантации — пересадки органов от животных. Но и для этого ученым придется пройти долгий и сложный путь.

123
Поделится на Facebook
Последние новости