Видео news.am посвящено врожденной косолапости и дисплазии тазобедренного сустава, как наиболее частые патологии в детской ортопедии.
Подробности представил заведующий отделением ортопедии и травматологии медицинского комплекса “Арабкир” Ваге Яврян.
Двумя наиболее распространенными патологиями в детской ортопедии являются врожденная косолапость и дисплазия тазобедренного сустава. По статистике показатель косолапости составляет 1,5 на 1000 новорожденных, 40 детей рождаются с дисплазией тазобедренного сустава или недоразвитым суставом, 2 – с полным вывихом. В последние годы произошли большие изменения в подходах к решению обеих проблем, которые позволяют избежать детской инвалидности.
Заведующий отделением ортопедии и травматологии медицинского комплекса "Арабкир" Ваге Яврян говорит, что в случае косолапости детей в прошлом несколько раз оперировали, а 15% оставались инвалидами на всю оставшуюся жизнь.
Все изменилось в 2000-х годах, когда был представлен метод Понсети. В Армению его впервые привез сам Ваге Яврян, в 2012 году после обучения в Университете Айовы на рабочем месте автора метода Игнасио Понсети и возвращения в медицинский комплекс “Арабкир”.
“Метод Понсети - это особый метод наложения гипсовой повязки, который необходимо делать точно так, как описано. Его эффективность доказана в результате лечения миллионов детей с косолапостью. После этого наступает второй этап, включающий подкожное пересечение ахиллова сухожилия. Этот этап является обязательным для 95% детей с косолапостью. После этого наступает третий этап, когда детям приходится носить брейсы. В Армении используются брейсы типа Айова. Существуют и другие типы брейсов, но брейсы Айовы разработаны именно Университетом Айовы. Эти три компонента метода имеют одинаковое значение для лечения. Другими словами, нельзя сказать, что важна маленькая операция, гипсование или брейсы. Сочетание всего этого дает тот результат, который мы имеем сегодня”, - говорит доктор Яврян.
Благодаря использованию этого метода с 2012 года ни один ребенок в Армении не перенес сложную операцию и не получил инвалидность из-за косолапости.
“Сейчас хорошим результатом лечения косолапости мы считаем стопу, которая не только опирается на всю свою поверхность, но и сохранила свою функциональность и объем движений в суставах стопы. Я всегда говорю родителям, что если мы будем соблюдать правилам протокола и вы захотите, чтобы ваш ребенок играл в футбол, он сможет играть в футбол этой стопой”, - говорит он.
Ваге Яврян также отмечает, что родители сами легко могут диагностировать косолапость, так как выпрямить стопу вручную невозможно.
“Врожденная косолапость - это 4-компонентная деформация, которую нельзя исправить простым движением руки. Проблема в соединительной ткани и заключается, главным образом, в короткости связок, в результате чего повреждается сустав и полусустав костей, образующих стопу. Её невозможно спутать с позиционными проблемами, которые могут быть еще на внутриутробном этапе, поскольку они очень легко исправляются руками. Я обычно говорю своим студентам, что косолапость не нуждается в диагностике у врача, потому что это настолько выраженная деформация, что родитель видит ее уже сразу после рождения. Если деформация полностью исправляется вручную, то это не врожденная косолапость",- говорит детский травматолог.
Врач представляет клинически сложный случай: недавно поступил ребенок 5 лет, до этого не лечившийся по поводу косолапости.
“Для нас странным было то, что до этого ребенок не получал никакого лечения. Раньше трудно было представить, что косолапость 5-летнего ребенка можно вылечить с помощью гипсовой повязки. Но поскольку мы знаем , что метод Понсети применяют не только для новорожденных, а также для детей до 10 лет, мы решили, что ребенка следует лечить этим методом. Ребенку наложили 7 гипсовых повязок, после чего выполнили подкожный разрез ахиллова сухожилия, и сейчас ребенок носит ортез. Результаты оказались более чем удовлетворительными. В последствии у нас есть вполне функциональная стопа, на которую можно полностью опираться. И это в случае 5-летней косолапости.”, - говорит он.
А что такое дисплазия тазобедренного сустава и остеоартрит? Врач отмечает, что у людей сложилось ошибочное представление о вывихе тазобедренного сустава, якобы это следствие травмы во время родов. Дисплазия тазобедренного сустава или недоразвитие сустава, последней стадией которого является вывих, на самом деле врожденная проблема.
“Это была большая проблема для ортопедии, потому что клиническое обследование и симптомы, которые мы знали и знаем, позволяли диагностировать тех детей, которые уже родились с вывихом, и сильно ограничивали диагностику детей, родившимся с дисплазией. Помимо клинического обследования у нас была альтернатива - рентгенологическое исследование, которое не позволяло нам поставить диагноз. С 1960-70-х годов австрийским профессором Граффом стало применяться и постепенно внедряться сонографическое исследование тазобедренных суставов новорожденных, которое впоследствии было принято медицинским сообществом как проверенный метод диагностики и в настоящее время считается золотым стандартом диагностики данного диагноза”, - говорит специалист.
Ваге Яврян учился у Графа в Австрии, затем в течение года опробировал метод в одном из ереванских родильных домов. После многолетней работы с Министерством здравоохранения в Армении, в рамках общенациональной программы скрининга новорожденных, было внедрено ультразвуковое исследование тазобедренного сустава. Доктор Яврян с гордостью отмечает, что даже не во всех европейских странах есть такая программа скрининга. Благодаря программе, сегодня в Армении почти нет ребенка-инвалида с этой проблемой.
“Метод имеет очень высокую точность - 99,9%. Оно вполне позволяет обнаружить даже малейшее недоразвитие тазобедренного сустава и принять соответствующие меры, чтобы ребенок получил своевременное лечение. В 2007 году, по официальным данным, ежегодно в РА насчитывалось 20 детей, ставших инвалидами первой степени вследствие остеоартроза или развивающегося остеоартроза тазобедренного сустава. Поэтому у нас был самый высокий уровень инвалидности. Когда я только начинал, мой учитель проводил открытые операции примерно 30 детям в год. И чтобы понять, какие изменения внесло в нашу республику введение скрининга, могу сказать, что в прошлом году у нас было 4 случая инвалидности по причине вывиха тазобедренного сустава. Существует золотое правило, согласно которому у нас есть ранняя диагностика и поздняя диагностика. Ранняя диагностика означает, что если у ребенка есть проблема, эту проблему следует дифференцировать в первые 3 месяца. Если начать лечение в этом возрасте, мы точно можем узнать, диспластическая или артроскопическая проблема, и вероятность того, что получим анатомически хороший, функциональный сустав на всю оставшуюся жизнь, составляет 98%”, - говорит Яврян.
В медицинском комплексе “Арабкир” родителям предоставляется специальный информационный листок, в котором подробно описано, как ухаживать за ребенком с дисплазией тазобедренного сустава, чтобы у него не развилось смещение суставов.